Во Франковске в одной экспозиции собрали рекордное количество украшений-герданов

В Крaeвeдчeскoм музee Ивaнo-Фрaнкoвскaя мaстeрa устaнoвили рeкoрд Укрaины, прeдстaвив в oднoй экспoзиции 2629 трaдициoнныx гeрдaнoв ручнoй рaбoты.

Этo кoррeспoндeнту Укринфoрмa пoдтвeрдил экспeрт нaциoнaльнoгo рeeстрa рeкoрдoв Укрaины Пaвeл Гoришeвский.

«Устaнoвлeн рeкoрд Укрaины в кaтeгoрии «Нaибoльшee кoличeствo гeрдaнoв ручнoй рaбoты в oднoй экспoзиции», a этo 2629 издeлий», — сooбщил Гoришeвский.

Пo слoвaм oргaнизaтoрa выстaвки, прeдсeдaтeля OO «Рoсa Кaрпaт» Мaрии Чулaки, рeкoрдную экспoзицию сoздaли 29 мaстeриц. Срeди дрeвнeйшиx — гeрдaны, кoтoрыe oтнoсятся к кoллeкции Мaрии Турчин.

«Сие — покутские герданы изо села Русова, унич гуцульские, которым окрест сотни лет. Они большею частью на черном фоне. Тетунька, что на синих лентах, — косовские, им мало-: неграмотный менее 70 полет. Всего в этой коллекции 12 герданов, я покупала их у людей, а впоследствии интересовалась, откуда они, нежели отличаются. Вот в гуцульских гердана больше темные цвета, а покутские — яркие, возьми оранжевом фоне, разноцветные, да преобладает красный», — рассказала Турчин.




В Ивано-Франковске установили достижение, собрав в одной экспозиции превыше украшений-герданов / Фотоснимок: Ирина Дружук, Укринформ

Источница Наталья Артюхова привезла свою коллекцию в Ивано-Франковск изо Киева. Она убеждена, по какой причине древние герданы делать нечего воспроизводить в современных работах, ради сохранить символику и сообщить эти знания следующим поколениям

«Всякий гердан, либо сие силянки, либо малыш лента на шею имеет долголетие в современном костюме. Пусть даже если на вы офисная одежда и держи шее маленький гердан, сие уже соответствует национальной колористике и устои, которые необходимо хранить. Каждый гердан воспроизводит давнопрошедший орнамент и несет определенные ученость от наших предков и их уразумение мира. Каждая бисеринка имеет значения. Если нет раньше хозяйка выходила ажно на свой задворки, она надевала гердан, ради отвлекать взгляды других людей через лица и сохранить свое спад», — говорит Артюхова.

Степура Помфюк на выставке представляет Косовский затон. В его коллекции яркие современные космацкие силянки. Кушать узоры коломыйские и яворовские. Рассказывает, впервой увидел древнюю силянку в Коломые, в мужчине, который был опоясан поясом изо проволоки. Говорит, ахти ему было привлекательно, как эти проволочки держатся гурьбой. Тогда пришел к домашним пенатам и самостоятельно начал компилировать проводную силянку. Беспричинно начал делать сестрам первые браслетики получай часы. Далее овладел силянками нате деревянной доске. Признается, вслед за всю жизнь десятая спица ему не показал, по образу нанизывать хотя бы одну бисеринку.

«Я всю положение сам себе делаю станки и творю… Без задержки и к своему станку имею претензии», — рассказывает Помфюк.

Говорит, первую сотню своих силянок и герданов единаче записывал, а потом перестал их подсчёт. На выставку привез всего-навсе пятую часть авторских работ.

«Я с сего не живу, я живу сим. В свои 66 парение я уже без сего не могу», — утверждает Помфюк.

Что-то около сорока своих работ привезла в Ивано-Франковск Светуша Федоришин из Тлумача. Ровно по специальности она счетовод, бисероплетением начала упражняться 7 лет назад.

«Я воспроизвожу украшение с давних вышиванок. Только мои работы имеют другую, современную форму. Большею частью я люблю работать с бисером и натуральными камнями — полип, яшма, агат. Маргериты складывается легче, а с носа) камень имеет близкий характер. Некоторые изо них годами ждали очереди, в надежде открыться в моих изделиях. Работаю по-под настроение. Я, дочь, братова, внучка — наша приказ(ание). У меня есть ученицы разного возраста. Вслед за два занятия (бог) велел научиться делать герданы, постоянно зависит от человека», — отмечает Федоришин.

Галиха Кутащук из Криворовни признается, ровно дома хранит силянки, которым паче 200 лет. А получи выставку привезла домашние современные работы.

«У нас получи Верховинщине, в Криворовне, преимущественно изготавливают силянки, они — ажурной фигура, под шею. Выше их надевали всего на все(го) под гуцульскую вышивку. Гердан — сие более современный итог, который делают сверху станке. Его разрешается надеть на одежонка или блузку. Неделями ли делать силянки? Полно зависит от ее ширины. Лопать такие, которые позволяется делать неделю и пуще, а есть такие, чего за день не грех сделать и две, и три», — рассказывает Кутащук и показывает свою силянку, надо которой работала один с половиной месяца.

Говорит, симпатия называется «вуставковой», поелику что здесь косовские цвета и узоры, а чисто «лемковскую», самую большую, оставила на флэту. По ее словам, получи и распишись Верховинщине силянки и герданы — сие традиционные украшения, которые женская половина человечества и девушки и сейчас с аппетитом надевают на праздники и свадьбы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.