Великолепный часослов герцога Беррийского

Выставки
15/10/2015
Известный иркутский фотограф Борис Дмитриев передал музею свои слайды15/10/2015
Выставка графики ленинградского архитектора Якова Рубанчика «Рисуя блокаду» открылась в Петропавловской крепости14/10/2015
На выставке «Возвращённые к жизни…», открывшейся во Владимирских «Палатах» покажут мастерство реставраторов14/10/2015
Областной музей ИЗО к юбилею Мурманска открыл несколько интересных выставок мурманских художников14/10/2015
Алисам на выставку «Иркутская Алиса и другие» в «Усадьбе В.П. Сукачева» вход бесплатный12/10/2015
В Музейном комплексе им. Словцова открыта передвижная художественная выставка «Сибирская неделя искусств»

Великолепный часослов герцога Беррийского

«Великолепный часослов герцога Беррийского» среди самых ярких и известных произведений средневекового искусства. Начат в 1410-1412 гг. братьями Лимбург, но по стечению обстоятельств закончен только почти 80 лет спустя уже другим художником, Жаном Коломбом

Великолепный часослов герцога Беррийского один из самых известных средневековых иллюстрированных манускриптов. Если вообще не самый известный. Выполнен по заказу одного из представителей высшей знати французского королевства, герцога Жана I Беррийского. С именем которого связано и нынешнее название часослова: Très Riches Heures du Duc de Berry, переводимое на русский язык чаще все как «Великолепный часослов герцога Беррийского» либо «Роскошный часослов герцога Беррийского».
Ранний период Поздних Средних веков противоречив: на него пришлись и крупнейшая эпидемия, и самая длительная война того времени. К концу эпохи население Европы сократилось в несколько раз. Однако на это же время приходится и значительный подъем культуры, во многом давший основу современности. Например, Ренессанс и Гуманизм в Италии, начавшие распространяться и на некоторые другие страны Европы. Особенно на второй полюс европейского богатства, Нидерланды. Одновременно, во Франции, Бургундии и Германии переживает расцвет средневековое искусство.
Развитие искусства всегда носит двойственный характер: нужны не только великие художники, но и те, кто будет ценить их творчество. К началу XV века таких людей было уже достаточно много. Знать, богатые горожане, церковные иерархи часто тонко понимали и высоко ценили произведения искусства. В том числе иллюстрированные, в те времена еще рукописные, книги. Которые уже тогда служили объектом активного коллекционирования. Их заказывали, покупали и выменивали.

История создания

Точная дата начала работ неизвестна. Исследователи в общем сходятся, что это произошло между 1410 и 1412 годом. Большая часть манускрипта была создана в 1412 — 1416 годах братьями Лимбург — Полем, Жаном и Эрманом. К тому времени они уже успели создать несколько впечатляющих произведений и имели прочную репутацию в глазах своих потенциальных заказчиков из среды французской и бургундский феодальной знати.
Лимбурги состояли тогда на службе у Филиппа Смелого, бургундского герцога — что уже само по себе было лучшей рекомендацией. Братом которого как раз и был герцог Беррийский. Жан был увлеченным коллекционером, собирал драгоценные камни, монеты, медали, статуэтки. Но его особенной страстью были иллюминированные манускрипты. Поэтому совсем неудивительно, что такие признанные к тому времени мастера, как Поль, Жан и Эрман Лимбург оказались приглашенными пополнить его собрание редкостей.
Скорее всего художники работали сначала недалеко от Парижа, но потом переместились в Бурж, главный город герцогства Берри, где Жан Беррийский распорядился предоставить им роскошный дом.
Конкретная роль каждого из братьев неясна. Сведений из их эпохи недостаточно, чтобы судить определенно. Современные исследователи пытались выявить признаки, которые позволили бы разграничить их художественные индивидуальности, но это не дало достаточно убедительных результатов. Так что «Великолепный часослов герцога Беррийского» считается их общим, коллективным произведением.
Лимбурги не успели завершить Часослов. И художники, и заказчик по не вполне пока ясным причинам умерли. Предполагается чума или некое другое инфекционное заболевание. Так или иначе, работа тогда так и не была завершена.
Далее манускрипт сменил несколько владельцев, пока не попал в руки Карла I Савойского, который нанял для окончания работ Жана Коломба. В 1485 — 1489 годах работа была выполнена.
Кроме того, между 1416 и 1485 г.г. предположительно был еще один живописец, поучаствовавший в создании миниатюр. Или даже два: именуемые условно «Мастер Теней» и «Промежуточный мастер», чьи имена до сих пор неизвестны.

Заключение

Произведения искусств ждет разная судьба. Некоторые сразу приобретают известность, но по прошествию своей эпохи ее теряют, оставаясь знакомы только узкому кругу специалистов. Другие наоборот становятся широко почитаемы только спустя много лет или даже столетий. И лишь немногие получают все сразу и сохраняют свою славу навсегда. Среди них «Великолепный часослов герцога Беррийского».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.