Русская и советская культура во время первой мировой войны

Выставки
03/08/2015
Внутренний мир дальневосточного художника Михаила Киреева в экспозиции выставки «Отражение»01/08/2015
Никас Сафронов открыл масштабную выставку своего творчества в Историческом музее столицы31/07/2015
«Диалог о вечном» — оригинальный проект двух дальневосточных художников в музее Камчатского края30/07/2015
«Линия и свет» — юбилейная выставка художника Александра Худченко в Феодосии26/07/2015
«Лето — это маленькая жизнь» — летнее настроение в музее им. Крамского25/07/2015
Русский музей показывает посетителям произведения искусства, подаренные авторами и коллекционерами

Русская и советская культура во время первой мировой войны

Первая мировая война обострила все внутренние противоречия в воюющих государствах. В ряде стран произошли революции. Россия оказалась самым слабым звеном «в цепи империализма». Сначала государство в 1917 г. потрясла Февральская революция, в результате которой было свергнуто самодержавие, а затем, в значительной степени из-за полного бездействия Временного правительства, Октябрьская. Пришедшие к власти большевики заявили, что страна отныне будет развиваться по социалистическому пути. Но далеко не всеми в России был воспринят новый миропорядок. Начиналась Гражданская война (1918-1920) — вооруженное противостояние нового, советского государства и сторонников старого режима. Идеологическое противостояние коснулось миллионов граждан нашего государства. Очень болезненно эти проблемы переживались и представителями художественной и научной интеллигенции. Не все смогли и захотели принять и признать советскую власть. 1917 г. привел к расколу в русской культуре, началась эмиграция.

Строительство социалистического государства предполагало формирование новой ментальносте у советских граждан. Для решения этой важнейшей задачи требовалось в первую очередь превратить Россию в страну всеобщей грамотности. Возникли общества «Долой неграмотность!» (ОДН) и Ликбез. Совнарком уже в 1919 г. принял постановление, основное положение которого превратилось в лозунг: «Грамотный! Обучи неграмотного!». Была создана широкая сеть просветительских учреждений: избы-читальни, школы грамоты и т. п. Преподавание велось более чем на 70 языках. На селе государство с конца 1920-х годов стало создавать школы колхозной молодежи, дававшие возможность учащимся получить знания не только по общеобразовательным предметам, но и по агрономии, ветеринарии и пр. В городах, кроме школ, открывались ремесленные училища, техникумы, готовившие профессиональных рабочих. Согласно решениям ХГ(1925) и XV(1927) съездов ВКП(б), было введено обязательное всеобщее начальное образование. С 1930-х гг. неуклонно (сначала в городах) стало вводиться обязательное всеобщее семилетнее образование. Расширялась сеть вузов. Уже в годы второй пятилетки (1933- 1937) были отменены ограничения при приеме в вузы, связанные с социальным происхождением. Запрещались досрочные выпуски, бригадные формы обучения. В 1937 г. вводится единая аттестация научных кадров, устанавливается система защиты кандидатских и докторских диссертаций.

Советской властью под охрану государства были взяты наиболее ценные памятники русской культуры: музеи, художественные галереи, дворцы и усадьбы, парки, театры, библиотеки и др. Был запрещен вывоз за границу культурных ценностей.

Война с фашистской Германией нанесла отечественной культуре огромный ущерб. Официальная статистика гласила, что в годы войны было разрушено 1710 городов и 70 тыс. сел, уничтожено и разграблено 427 музеев, 43 тыс. библиотек, не говоря о человеческих потерях, которые для СССР исчисляются в 27 млн погибших. Фашистами были разграблены и осквернены дома-музеи А. С. Пушкина в Михайловском, Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, П.И.Чайковского в Клину… От бомбежек и артобстрелов пострадало не поддающееся исчислению количество шедевров и памятников архитектуры. Многие из них были утеряны безвозвратно.

В послевоенные годы советский народ нашел в себе силы совершить трудовой подвиг. Им не только было в кратчайшие сроки (к 1948 г.) восстановлено народное хозяйство, но и были предприняты все надлежащие меры к строительству и возобновлению работы очагов культуры и образования. С 1949 г. стал осуществляться переход к всеобщему семилетнему образованию, так как этот процесс был прерван войной. С начала 60-х гг. начинается переход к обязательному всеобщему среднему образованию молодежи. В 1950-х гг. в СССР было студентов больше, чем во всех западноевропейских странах, вместе взятых. Количество только инженеров в этот период увеличилось по сравнению с довоенным в 7 раз. Безусловно, огромными достижениями советской власти были реальное претворение в жизнь системы обязательного всеобщего среднего образования и общедоступность высшего, при бесплатности обучения в школе любой ступени, включая аспирантуру и докторантуру.

Развитие науки в СССР носило столь впечатляющий характер, что позволило осуществить цивилизационный рывок и вывести советское государство на передовой уровень. Советскую власть признали и продолжали работать в Советской России К.А.Тимирязев, К.Э.Циолковский, Н.Е.Жуковский и многие другие ученые. Крупный вклад в генетику и селекцию внес Н.И.Вавилов (1887- 1943). Он был основоположником современного учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений. Биологией и селекцией занимался И. В. Мичурин. Он вывел более 300 сортов плодово-ягодных культур. И.В.Курчатов (1902- 1960) — выдающийся советский физик был организатором и руководителем работ по атомной науке и технике в СССР. Под его руководством были созданы первый в нашей стране циклотрон, а затем первый в Европе ядерный реактор, первая в СССР атомная бомба и первая в мире термоядерная бомба, первая атомная электростанция (АЭС). В.И.Вернадским (1863 — 1945) — ученым-энциклопедистом были написаны труды по философии естествознания и развито представление о ноосфере. Ученый считал, что вокруг Земли существует пространство, которое является одной из характеристик биосферы. Ноосфера — сфера разума, или духовная оболочка Земли. Ноосфера — обмен веществ и энергии общества с природой может носить контролируемый и регулируемый характер, выступая как разумно согласованное с данными науки преобразование природы. В учении о ноосфере были заложены и основы экологической науки. Существенный вклад в развитие геологии и нефтехимии внес И.М.Губкин, разработав основы теории о происхождении нефти, условиях формирования ее залежей. Основателем советской научной школы физической оптики был С. И. Вавилов. Институтом физических проблем руководил П.Л.Капица. Н.Д.Зелинский и А.Е.Фаворский создавали научные школы и проводили основополагающие исследования по химии.

Уже многие годы деревянные окна служат незаменимой частью интерьера квартиры, дома или любого другого помещения, при этом сохраняя тепло и уют. Современные технологии позволяют производить окна таким образом, что их функции расширяются от изоляции внешней среды до функций декора и украшения.

Теоретические труды А. Е. Фаворского стали основой для создания важнейших производств, в том числе синтетического каучука. Н.Н.Бурденко, А.Н.Бакулевым, А.В.Вишневским разрабатывались новые методы лечения, в частности нейрохирургия, и создавались новые лекарственные препараты. Выдвинулись талантливые историки, такие, как Б.Д.Греков, И.А.Орбели, Е.В.Тарле, А.М.Панкратова и др. Фундаментальные открытия Н.Н.Семенова, П.А.Черенкова, И.Е.Тамма, Л.Д.Ландау, И.М.Франка, Н.Г.Басова, А.М.Прохорова были удостоены Нобелевских премий. Перечислить все достижения советских ученых не представляется возможным.

Параллельно с достижениями мирового уровня, открытием сотен научно-исследовательских институтов (НИИ) наблюдались и негативные тенденции. Упор на русские национальные традиции быстро принял в послевоенные годы уродливые формы. Развернулась кампания против «низкопоклонства перед Западом». Вначале основным объектом ее стала творческая интеллигенция: в литературе — юморист М.М.Зощенко и поэтесса А.А.Ахматова, в кинематографии — режиссеры С.М.Эйзенштейн, В.И.Пудовкин, А.П.Довженко, в музыке — Д.Д.Шостакович, В.И.Мурадели, С. С. Прокофьев, А.И.Хачатурян. Кампания началась принятием Постановления ЦК ВКП(б) “О журналах «Звезда» и «Ленинград»” (1946), за которым последовал ряд аналогичных документов по различным областям искусства, вплоть до постановления «Об опере В. Мурадели Великая дружба» в 1948 г.

Для наведения «дисциплины» среди ученых создавались «суды чести», которые призваны были осудить тех, кто поддерживал научные связи с западными коллегами. Сессия Академии сельскохозяйственных наук в августе 1948 г. обрушила удар на советских генетиков, обвинив их в заимствовании «антинаучных» методов «буржуазных ученых» Т. X. Моргана и Г. И. Менделя. В противовес им был поднят на щит шарлатан Т.Д.Лысенко. Юбилейная сессия АН СССР, созванная в связи с 225-летием Академии в 1949 г., была всецело посвящена «доказательствам» исторического приоритета русских ученых над западными в самых различных областях науки и техники.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.