Россия и Азербайджан: художественное осмысление истории

В Баку открылась выставка «1918»: все лето любители искусства смогут узнать больше о рождении Азербайджанской демократической республики, посетив одно из самых креативных пространств азербайджанской столицы.

В «Gazelli Art House» столетие АДР решили отметить с особым творческим подходом. Известным азербайджанским художникам – причем как начинающим мастерам, так и признанным талантам – для пробуждения вдохновения были предложены архивные материалы из Национального музея истории Азербайджана и Управления национального архива Азербайджанской Республики. Результат превзошел все ожидания.

«Тема – одна на всех, и она не нейтральна, она волнует художников и как носителей этнического сознания, и просто как людей, — пояснила идею организаторов профессор Бакинского государственного университета Рена Ибрагимбекова. – Ведь ситуация установления демократических принципов в стране касается общих гуманистических ценностей. В этих работах видна не только специфика видения проблемы – но и то, как по-разному она преломляется сквозь призму личностного. Это и есть главная ценность выставки: здесь показано глубокое небезразличие каждого к теме 100-летия Азербайджанской демократической республики».

Всего в проекте были задействованы 11 художников: каждый работал в своей собственной неповторимой манере, поэтому выставка поражает еще и разнообразием работ: от лаконичных форм изображения до совершенно авангардных. Но больше всего зрителей привлекает личностное начало, которое так или иначе выходит на первый план в каждой работе. Очень интересна история Гусейна Хагвердиева, который из всех предложенных архивных фото выбрал фотографию «Хлопковая фабрика в Уджарах, 1958 год», потому что именно это место стало точкой отчета его жизни. «Гусейн родился в Уджарах в 1956 году, где в этот момент находился в ссылке его отец, — рассказала в беседе с руководителем Центра РАД Наталией Красовской супруга художника, известная азербайджанская актриса Фариза Бабаева. – Подающий надежды художник пошел воевать, попал в плен, В ГУЛАГ, потом в ссылку с поражением в правах в Уджары – далекий район с тяжелыми условиями. Он, рискуя жизнью и свободой, совершал оттуда вылазки, и вот во время такой вылазки познакомился со своей женой, русской женщиной. Она влюбилась в него и уехала за ним, в Уджары». Гусейн Хагвердиев творчески переосмыслил не только архивные материалы, но и свою собственную биографию, показав естественную крепкую связь истории одной – своей – семьи с историей целой страны. Работа Хагвердиева очень наглядно помогает осмыслить феномен возникновения демократической республики именно в Азербайджане, где само понятие государственности естественным образом опирается на принципы мультикультурализма. «Идея не была спущена сверху. Она родилась на местной почве, которая всегда была поликультурна, и разные корни дали в итоге большой ствол ветвистого дерева, — продолжает вести нас по выставочному залу Рена Ибрагимбекова. – Принятие другого во всей палитре его неповторимых черт, во все его полноте очень свойственно Азербайджану. В одной семье могло случиться так, что один исповедовал зороастризм, второй был христианином, третий иудеем, четвертый был мусульманином, а пятый не верил ни во что. Но это не мешало всем вместе жить в одной семье и любить друг друга. Так было – и так осталось по сей день. И кстати – по этому же принципу всегда складывались отношения Азербайджана с Россией».

Очень высоко оценил в этом отношении выставку в «Gazelli Art House» депутат Государственной Думы, руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев. «В творческих работах, представленных на этой выставке, ясно видна связь между Россией и Азербайджаном, причем это как политические, экономические, культурные контакты, так и очень личностные, горизонтальные, которые прослеживаются в истории семей. Мы близки не только территориально – мы всегда будем близки еще и духовно», — заявил парламентарий.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.