О детстве и юношестве А. С. Пушкина – в исторических материалах Президентской библиотеки

6 июня 2018 года исполняется 219 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина – великого русского поэта, прозаика, драматурга, публициста,основоположника русского реалистического направления в литературе и создателя современного русского литературного языка.

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронной коллекцией, в которую включены цифровые копии книг, статей, архивных документов, авторефератов диссертаций, изобразительных и других материалов, посвящённых писателю.

Настоящий кладезь информации о поэте – знаменитая работа В. В. Вересаева «Пушкин в жизни», составленная из воспоминаний современников литератора. По словам автора этого свода, собранные за много лет выписки из разных первоисточников в один момент объединились и превратились в «оригинальнейшую и увлекательнейшую книгу, в которой Пушкин встаёт совершенно, как живой. Поистине живой Пушкин, во всех сменах его настроений, во всех противоречиях сложного его характера, – во всех мелочах его быта, его наружность, одежда, окружавшая его обстановка». Часть её посвящена детским годам писателя.

«По свидетельству сестры поэта, Пушкин был толстый, молчаливый и неповоротливый мальчик, которого нарочно заставляли гулять и бегать, и который лучше любил оставаться дома с бабушкой. <…> На седьмом году Пушкин сделался развязнее, и прежняя неповоротливость перешла даже в резвость и шаловливость», – приводит Вересаев слова П. И. Бартенева.

Здесь же и воспоминания Сергея Львовича, отца маленького Саши: «В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям. Не имея шести лет, он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин – не то, что другие. Одним вечером Ник. Мих. был у меня, сидел долго – во всё время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз». Брат поэта, Лев Сергеевич Пушкин свидетельствует: «Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями. На восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского». Я. К. Грот продолжает: «Известно, что первые пробы пера Пушкина были на французском языке, который, по общему в то время обычаю, господствовал в доме родителей его. Впоследствии Пушкин считал такого рода упражнения в чужом языке вредными для русской поэтической техники».

Считается, что на мальчика оказали большое влияние две женщины: бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. «Мария Алексеевна была женщина замечательная, столько же по приключениям своей жизни, сколько же по здравому смыслу и опытности. Она была первой наставницей Пушкина в русском языке. Барон Дельвиг ещё в лицее приходил в восторг от её письменного слога, от её сильной, простой русской речи», – читаем уВересаева. В сборнике историко-литературных статей «Александр Сергеевич Пушкин: его жизнь и сочинения» (1905) няне писателя посвящены следующие строки: «Родионовна принадлежала к типическим и благородным лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое воспоминание. Он любил её родственною, неизменною любовью и, в годы возмужалости и славы, беседовал с нею по целым часам. Это объясняется ещё и другим важным достоинством Арины Родионовны: весь сказочный русский мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка».

Задумавшись об образовании для старшего сына, родители хотели отдать его в частный иезуитский институт, но обстоятельства сложились так, что в 1811 году 12-летней Пушкин поступил на обучение в Царскосельский лицей, где мальчиков готовили к службе на благо России. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с оцифрованной копией проекта Устава этого учебного заведения, здесь же находится и копия«Грамоты, жалованной Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I».

О годах, проведённых поэтом в лицее, рассказывает Я. К. Грот в книге «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники» (1887). Он, в частности, отмечает: «Пушкин не был любим большинством своих товарищей: причиною тому был несколько задорный характер его и остроумие, которое иногда разыгрывалось на счёт других». Интересен также приведённый в книге отзыв одного из воспитателей: «Больше имеет понятливости, нежели памяти, больше вкуса к изящному, нежели прилежания к основательному, почему малое затруднение может остановить его, но не удержать: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравниться с первыми воспитанниками».

Я. К. Грот отмечает: «В Пушкине уже с раннего возраста как будто таилось предчувствие краткости отмежеванного ему века: он спешил и жить и создавать, как бы угадывая, что ему предназначен жребий прославиться, наполнить мир блеском своего имени и вдруг погибнуть в полном расцвете своих сил: крайне щекотливое чувство чести много раз заставляло его рисковать жизнию и наконец привело к роковой развязке. Пылкая природа его не знала меры ещё в годы его воспитания. Из рассказов его лицейских товарищей и наставников известно, что он, сознав свой талант, в последнее время пребывания в лицее с лихорадочным жаром предавался страсти к поэзии, день и ночь думал о стихах и даже раз во сне сочинил два удачные стиха, включённые им потом в одну из тогдашних пьес его».

Еще больше информации об Александре Сергеевиче Пушкине представлено в разделе «Биографические материалы», часть его составляют электронные копии открыток, рисунков и картин, изображающих поэта и людей его круга. Всего же коллекция «А. С. Пушкин (1799–1837)» насчитывает около 350 единиц хранения.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.