Неделя апокалипсиса. Интервью с основателем ГОГОЛЬFEST

Влад Троицкий рассказал о том, что ждет ГОГОЛЬFEST.

Международный фестиваль современного искусства ГОГОЛЬFEST — самое масштабное арт-событие в культурной жизни страны. В этом году он будет проходить с 16 по 25 сентября на новой локации — арт-заводе Платформа. О том, чего ждать от фестиваля, Корреспонденту рассказал создатель ГОГОЛЬFEST Владислав Троицкий, пишет Алексей Гвоздик в №34 издания от 9 сентября 2016 года.

 

— В этом году фестиваль называется ГОГОЛЬFEST. ВАВИЛОН. Почему?

 

— Название фестиваля передает состояние, в котором сегодня находится весь мир и каждый из нас. Напомню, что история Вавилона — это история катастрофической предопределенности, которая сравнима с тем, что происходит сейчас вокруг нас. Смотришь новости и понимаешь, что все плохо: АТО, Россия, криминал, Трамп, Брейвик, всемирное потепление — лучше и не жить. По сути, пресса навязывает нам комплекс жертвы. Когда же человек соглашается взять на себя эту роль, включается обратная связь — он начинает искать подтверждение тому, что все плохо.

 

Но постоянно жить в состоянии стресса невозможно. Поэтому мы решили помочь нашим зрителям избавиться от этой “болезни” и с легкой иронией проиграть сценарий апокалипсиса. Ведь капелька иронии для человека, который оказался в тяжелой ситуации, — лучшее лекарство. Этот “препарат” способен менять отношение человека к миру. А значит, и его жизнь. Подчеркну, что именно искусство способно взять на себя примиряющую роль. Дать людям силы не озлобляться и вопреки всему думать о хорошем.

 

— За девять лет существования ГОГОЛЬFEST не раз оказывался под угрозой срыва. Какая ситуация в этом году?

— Как вы помните, идея фестиваля была изначально моя. А на этапе реализации ко мне присоединился Женя Уткин [глава инвестиционного холдинга KM Core]. Вместе мы удерживали проект на плаву, сколько могли. Понятно, что о проблемах и победах каждого из девяти ГОГОЛЬFEST я могу рассказывать бесконечно долго. Поэтому скажу, что сначала все шло сравнительно легко. Потом все тяжелее и тяжелее.

Самый сложный момент был в прошлом году: чтобы провести фестиваль, мне пришлось влезть в долги, с которыми я полностью не рассчитался до сих пор. В этом году нам повезло больше. Мы нашли нового партнера — арт-завод Платформа. И это дает нам уверенность, что мы сможем полноценно отработать всю программу фестиваля. Сейчас мы нацелены на создание синергии с теми проектами, которые уже существуют на Платформе: Ulichnaya Eda и барахолка Кураж Базар. Мне кажется, что нам удастся органично добавить в уже созданный мир серьезную арт-историю.

— Чем интересен такому игроку, как арт-завод Платформа, контент ГОГОЛЬFEST — современное искусство, понятное далеко не всем?

— Хозяева арт-завода Платформа, в отличие от многих украинских бизнесменов, способны думать наперед и могут похвастать системным подходом. Они понимают, что одними коммерческими проектами, даже самыми обаятельными (например, как Уличная Еда и Кураж Базар) сложно сформировать новые городские смысловые пространства. У них есть цель создать центр притяжения не только для столицы, но и для всей Украины. А без культурной, образовательной и арт-составляющей это сделать невозможно.

С одной стороны, наше партнерство дает новое место для фестиваля и расширяет тусовку Платформы за счет публики Гогольфеста. С другой, для арт-завода это заявка на монополию. Ведь таким образом Платформа становится единственным большим игроком с европейским подходом формирования пространства нового типа. Никого, способного на это, в Украине пока нет.

— Разговоры о создании постоянно действующей площадки на базе фестиваля ведутся уже давно. Почему до сих пор не удалось сделать ничего подобного?

— Это же не мгновенно рождается! Для начала нужно обеспечить инфраструктуру и подготовить команду. Тем более что все прекрасно понимают: подобный проект не может быть дотационным. В этом смысле я рассматриваю текущий фестиваль как тест. Он должен дать ответ, может ли такая площадка в принципе существовать.

— А что это может быть? Театр?

— Например. А еще современная хореография, визуальное искусство. Если соединить все наши усилия, публика поймет, что можно не только в уик-энд, но и в будни приехать и увидеть интересный спектакль, посмотреть фильм или послушать лекцию. Ведь на такой площадке можно будет получить пищу и для души, и для тела. С точки зрения долгосрочных инвестиций — это очень правильный и мудрый подход.

Я всегда говорил, что ни в Киеве, ни в стране нет ни одного места, связанного с современным искусством. Центра, который бы системно занимался образованием, генерировал новый контент, был представлен и на внутреннем рынке, и за рубежом. Надеюсь, что арт-завод Платформа сможет стать первым таким местом в стране.

— Как обеспечить финансирование такого крупного проекта?

— В этом году свое мускулистое плечо нам подставил город. Со стороны городской власти пришла серьезная  финансовая помощь.

Но это уникальная история для нашего проекта. На самом деле такой фестиваль должен существовать за счет публики. А она должна понимать: получить качественный контент даром невозможно. Как во всем мире происходит? Человек хочет поехать на рок-фестиваль. И собирает 250-300 евро на дорогу и жилье.

— Вы говорите о том, чтобы сделать событие коммерческим?

— Дело не в коммерции. В идеале такие проекты обеспечивает государство. Например, в Европе. Там страны богаче и располагают ресурсами. А в Украине дело даже не

в том, что мало денег выделяется на развитие культуры. А в том, что средства идут по старым каналам:тнациональные хоры, ансамбли, государственные театры и оперы —

вся эта братия с обслуживающим их персоналом поглощает 95% бюджета Министерства культуры. А какой продукт они производят? Соответствует ли он выбору современного мира? У нас никто не пытался понять, насколько удовлетворяет людей то, что предлагает государство в области культуры. Нельзя делать ставку на ушедший век и проводить реформы на кладбище. Надо смотреть в будущее.

— А что насчет частных инвестиций? Ведь в Украине хватает богатых людей…

— А почему кто-то должен платить за то, чтобы кому-то было хорошо? Зачем богатому человеку инвестировать что-то в культуру? Вот построит он новый театр. А для кого? Кто там будет играть? К тому же если миллионер решится на такой поступок, ему придется бесконечно финансово поддерживать культурный проект. Иначе он просто умрет.

— Есть еще вариант европейских культурных институтов. Насколько охотно они работают с Украиной?

— Фрагментарно они как-то представлены, но системная работа “в долгую” не ведется. Ведь чтобы реализовать крупные проекты, надо с кем-то вести диалог. А с кем? Пока не произойдет изменений на уровне государства или пока частные инициативы не накопят ресурс, с которым можно играть на перспективу, никто сюда не придет.

— Тем не менее существует ГОГОЛЬFEST. Как говорится, несмотря ни на что…

— ГОГОЛЬFEST, Одесский фестиваль, Львовский форум — это исключения. Они не могут разрушить старую систему.

Задача ГОГОЛЬFEST — формирование контекста как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, будучи культурным мероприятием, мы стараемся менять мировосприятие нашей аудитории.

— Что изменилось для вас за годы существования фестиваля?

— Я могу вспоминать те годы, но мои оценки тогда и сегодня отличаются. Разная страна, разные чувства, да и сам я разный — сейчас и тогда. Раньше было больше романтизма, сейчас, наверное, больше какой-то мудрости. Хуже или лучше стало? Думаю, не хуже и не лучше. А в чем-то интереснее.

— Каждый ГОГОЛЬFEST запоминается чем-то особенным: количеством событий, открытием… Какую фишку можно выделить в этом году?

— Лучше о таком судить после фестиваля. Но я чувствую, что в этом году он выйдет на какой-то новый виток. Все программы развернуты к публике — это не вещь в себе. Есть какая-то провокативность. Современное искусство должно быть в пространстве актуальности — не заигрывать с социумом, но быть готовым к встрече с ним.

***

Этот материал опубликован в №34 журнала Корреспондент от 9 сентября 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.