Москве и Баку нужен общий музыкальный фестиваль

Доктор искусствоведения, ведущий эксперт Ассоциации современной музыки Рауф Фархадов рассказал журналисту межпарламентской группы Россия-Азербайджан под руководством Дмитрия Савельева, как в России отмечали юбилей всемирно известного азербайджанского композитора Кары Караева и чего не хватает нашим странам для взаимного музыкального продвижения.

Широко известный столичной публике лектор- популяризатор современной музыки Рауф Фархадов свое время выбрал темой дипломной работы Концерт для скрипки с оркестром Кары Караева, потому что этот опус по тем временам был едва ли не авангардный и в советской музыкальной соцреалистической системе не очень привечаемый. В то время как сам Кара Караев был классиком и одним из олицетворений советской музыки. «Благодаря этому переосмыслению открылись ранее неведомые перспективы азербайджанской музыки, которые в дальнейшем стали и путями современной национальной композиторской традиции», — поясняет Рауф Фархадов. Творческий дар Кары Караева продолжает привлекать поклонников и сегодня. В этом году 100-летие композитора торжественно отметили не только в Баку, но и в Москве. И Рауф Фархадов считает полные концертные залы – закономерностью. «В середине 1940-х годов Кара Караев был одним из немногих национальных композиторов, получивших не просто качественное профессиональное образование, но получивший это образование в классе Шостаковича, — рассказывает он. – И именно с приходом Караева в азербайджанскую консерваторию связано появление в профессии большого числа молодых, одарённых музыкантов, поверивших и в высокий профессиональный уровень своего наставника, и в большие перспективы композиторской профессии. Что там говорить: около 70 мастеров окончило караевский класс, и, поверьте, каждый из них оказался по-своему индивидуален и самобытен».

С грустью Рауф Фархадов отметил, что взаимное культурное влияние России и Азербайджана в музыкальном плане сейчас идет менее интенсивно, чем в советское время. «Слишком много за это время было порушено и нарушено, — сожалеет он. – Но вот что порадовало в последний приезд в Баку, в середине апреля. Я тогда приехал с одним известным московским композитором и вдруг выяснилось, что молодое поколение азербайджанских музыкантов его музыку хорошо знает и ценит. В свою очередь, уже в Москве, общаясь в некоторыми молодыми московскими музыкантами, обнаружил, что и им хорошо известен ряд азербайджанских композиторских имён, причём из числа мастеров нового поколения и формации. Это обнадёжило».

Ведущий эксперт Ассоциации современной музыки считает, что фактором дальнейшего сближения стран в музыкальной сфере мог бы стать общий фестиваль современной классической музыки. «Фестиваль – один из способов привлечь, заинтересовать слушателя какой-то неординарной музыкальной концепцией, интереснейшими программами и проектами, — уверен Рауф Фархадов. – Но главная его ценность заключается в открытии и ознакомлении публики с ранее неведомыми ей именами, опусами, новаторскими явлениями и достижениями. Такой фестиваль, реально, может стать продвижением музыки и музыкальных идей как в Баку, так и в Москве».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.