Мира Марченко: «В Азербайджане очень сильна современная школа»

Известная пианистка и заслуженный учитель России Мира Марченко рассказала журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева о совместных российско-азербайджанских планах по воспитанию пианистов международного класса.

«Когда я приезжаю в Баку и выхожу из самолета, то уже чувствую себя счастливой. Я чувствую, как меня наполняет энергия солнца. Я в восторге от Баку, от того, как он меняется. И меня поражают люди, которые и в советское время отличались удивительным гостеприимством. Но сейчас они еще и верят в свою жизнь в Азербайджане: очень много позитива. Есть имена, которые для них святы, и местные жители хотят, чтобы все знали о них. Мне, например, узнав, что я музыкант, предложили посетить музей Ростроповича», — именно таким воспринимает Мира Марченко Баку, куда она в последнее время приезжает довольно часто по приглашению блестящей азербайджанской пианистки Саиды Таги-заде для участия в организации детского музыкального фестиваля «Симург».

«У Саиды Таги-заде, как у человека очень творческого и истинного патриота своей страны, истинного художника с корнями, возникла идея, что нужно поднимать юных пианистов. Она озабочена тем, чтобы этот фестиваль явил новых исполнителей и чтобы эти дети начали задавать старт следующим и тем, кто вокруг них», — поясняет заслуженный учитель РФ. Чтобы отобрать участников, Саида Таги-заде ездила по всем уголкам Азербайджана, отыскивая исполнителей, а Мира Марченко специально приезжала в Баку их отслушивать.

И все же недавняя поездка, по признанию Миры Марченко, была особенно светлой, потому что вместе с ней приехали и ее московские ученики. «Ребят очень ждали – это было видно по тому, что зал был полным, и атмосфера в зале была совершенно удивительная. Ребята готовились особенно, потому что я им объяснила: вы будете выступать в другом государстве – но вы едете к друзьям, вы это почувствуете, — рассказывает пианистка. – Для них это, конечно, был новый, уникальный опыт. Им очень понравился зал Международного центра мугама. Он такой дивной красоты, он так располагает к тому, чтобы там творить. Ты словно находишься в космическом пространстве».

Мира Марченко отметила, что в ожидании приезда российских музыкантов был явный элемент ностальгии по тем временам, когда наша система образования была едина. Концерт приезд вызвал необычайный интерес. «В зале собралось огромное количество пианистов, которых я помню, с которыми мы дружили, и представители современной исполнительской школы – она очень сильная в Азербайджане. Так что получился такой праздник на стыке времен: здесь была и наша ностальгия по прежним временам, и выступление нового поколения», — делится впечатлениями заслуженный учитель РФ.

Это ощущение объединяющего праздника музыки в целом, на ее взгляд, свойственно фестивалю «Симург». Мира Марченко с болью говорит о том, что в период распада СССР Россия и Азербайджан потеряли целое поколение исполнителей. В основе «Симурга» же лежит идея предотвращения подобных вещей в будущем. «Мне очень хочется, чтобы не было разницы между русской и азербайджанской школой, — говорит Мира Марченко. – Чем больше я изучаю историю фортепианного искусства, тем больше я понимаю, что границы нет. Когда я имею возможность окунуться в потрясающую музыку, которую пишут композиторы Азербайджана – в том числе сейчас, когда работаю с детьми – я получаю бесценный опыт, новый слух, новые краски. Мне кажется, вот эти совместные выступления – целая жизнь. И нам надо знать те произведения, которые сегодня интересны в Азербайджане, и им надо знать, на что откликается сердце в России. Есть масса достойных музыкантов, лауреатов многих конкурсов, которые занимаются педагогикой и о которых мы не знаем по обе стороны границы: совместная работа может раскрыть их публике».

Мира Марченко подтвердила, что идея объединения уже вышла за рамки музыкального фестиваля. Во-первых, будущее «Симурга» заслуженный учитель РФ видит в качестве фестиваля по разным видах искусств. Во-вторых, ведутся переговоры об ученическом обмене между российской и азербайджанской музыкальными школами. В-третьих, для участников есть и новые горизонты развития. «Вот, например, есть фестиваль Спивакова «Москва встречает друзей»: некоторые участники «Симурга» могли бы принимать в нем участие, и я сама буду предлагать их организаторам. Ребята смогут побывать в Москве, а это не каждый может себе позволить», — приводит пример Мира Марченко.

К слову, любой фестиваль заслуженный учитель России рассматривает как возможность совершенствовать исполнительский талант. Она в принципе не ставит перед собой задачу готовить юного исполнителя к выступлению на международном уровне. Для нее есть только одна задача – воспитать музыканта. «Он должен быть востребован и в своей стране, и за рубежом. У меня все время дети играют на фестивалях разных уровней, и я всегда им говорю: «Куда бы вы ни приехали, в маленький закрытый городок или крупную столицу, вы должны работать на тысячу процентов, иначе вы не исполнители». Первым делом надо вырастить человека, который не позволяет себе халтурить, — рассказывает Мира Марченко. — Мы будем развивать концертную жизнь наших участников. Они должны научиться чему-то новому, тем более что это уникальный шанс: в отличие от абсолютного большинства фестивалей, участие в «Симурге» бесплатное». Я уверена, что эти дети уже не захотят опускать планку. Судя по тому, какие программы они предлагают – я вижу, что это так. Они уже поймали этот вирус, когда ты вдруг понимаешь, что можешь гораздо больше, чем себе представлял».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.