Корреспондент: Последний Герой. Как львовянин Богдан Ступка покорил Украину

Корреспондент представляет собственную версию биографии артиста и человека Богдана Ступки, сотканную из его интервью и

Извечный вопрос “кем быть?” для знаменитого украинского артиста Богдана Ступки был решен еще в раннем детстве: его отец пел в хоре Львовского академического театра оперы и балета, и все выходные мальчик проводил в театре. А дома он переодевался в разные костюмы и подражал оперным певцам, исполняя арии — на радость соседям.

Мать будущего актера, глубокую привязанность к которой Ступка хранил всю жизнь, глядя на перевоплощения сына, переживала: “И кто же из него вырастет, если он такой манерный?”.

Под бурные аплодисменты. Украина простилась с Богданом Ступкой

Волнения оказались напрасными — ее сын стал профессионалом высокого класса и знаменитостью, чья слава легко преодолела границы Украины. За четыре десятилетия карьеры Ступка сыграл сотню ролей в художественных фильмах, почти столько же — в театре и получил множество международных наград.

В зените карьеры его называли актером шекспировского диапазона и самым востребованным украинским артистом. Но и этого ему было мало: то ли в шутку, то ли всерьез Ступка однажды сказал Корреспонденту, что у него осталась еще одна амбициозная мечта — получить Оскар.

Его сцена

Путь Ступки на сцену оказался долгим и окольным — будущий актер успел поработать учеником слесаря, фотографом в астрономической лаборатории и конферансье. После окончания театральной студии при Львовском театре им. Марии Заньковецкой он стал выходить на сцену.

Сергей Данченко, тогда — главный режиссер театра Заньковецкой, первым оценил дарование Ступки и начал давать ему главные роли в классических драмах. А в 1978 году, став художественным руководителем столичного Национального драматического театра им. Ивана Франко, забрал с собой любимого актера. И не ошибся — Ступка быстро стал звездой театральной столицы.

Жизнь коротка, искусство бесконечно. Умер Богдан Ступка

Актриса и телеведущая Наталья Сумская, несколько десятков лет игравшая со Ступкой в театре Франко, рассказывает, что сюда он пришел уже зрелым артистом с абсолютно индивидуальной, несравнимой ни с кем актерской техникой.

“Всем сразу очень понравился его Маляр в спектакле Дикий ангел — комедийно-брутальная ревность к жене, которая от него уходит, была настолько идеально сыграна, что все внимание на сцене было [обращено] к персонажу Ступки. Режиссер даже не прилагал усилий”, — рассказывает Сумская об одной из первых работ Ступки на сцене театра Франко.

Отличительной чертой актера, по мнению кинопродюсера Олега Кохана, была потрясающая наблюдательность: он подсматривал мельчайшие эмоциональные нюансы в реальной жизни, которые затем воспроизводил на сцене и в кино. Особенно ему удавались драматические роли, где нужно было показать накал страстей.

“Ступка — виртуоз проникновенных сцен. Он может вызвать в себе любые чувства на раз. Это высокое профессиональное мастерство”, — отмечает актриса и режиссер Таисия Литвиненко.

Он подсматривал мельчайшие эмоциональные нюансы в реальной жизни, которые затем воспроизводил на сцене и в кино

Польский режиссер Кшиштоф Занусси вспоминает, что его первая работа со Ступкой также была наполовину театральной — украинский актер играл в телеспектакле, который ставил Занусси по пьесе Жаворонок Жана Ануя, посвященной Жанне д’Арк. Ступка сыграл англичанина, то есть иностранца, так что на роль работал даже его украинский акцент.

“Это было прекрасно, — вспоминает Занусси. — У Ступки была душа настоящего артиста, человека театра и кино”.

Однако лучшей театральной ролью мэтра единодушно признают Тевье, да и сам он называл ее в числе любимейших. За созданный образ мудрого еврея-молочника в пьесе Тевье-Тевель по повести Шолом-Алейхема он даже получил высшую награду Украины в сфере культуры — Шевченковскую премию.

В его родном театре Франко этот спектакль всегда шел с аншлагом, труппа гастролировала с ним по всей Европе, а на сцене нью-йоркского театра Millenium на 1.500 мест он шел дважды при переполненном зале.

Ступка платил театру взаимностью — к сцене он относился трепетно и любил ее больше съемочной площадки. “Когда выходишь на сцену, ты голый. В кино лишь проявляется то, чего ты достиг в театре”, — признался он в интервью Корреспонденту в 2003 году.

Главное из искусств

Первой большой работой Ступки в кино стал фильм, который сегодня считается отечественной киноклассикой и одной из немногих честных исторических лент, снятых в советское время в Украине.

В 1970 году молодой режиссер Юрий Ильенко и молодой актер Иван Мыколайчук — обоих сегодня называют легендами украинского кино — написали сценарий картины Білий птах з чорною ознакою о трагедии в буковинской семье в период 1937-1947 годов.

Три родных брата расходятся в разные стороны: один становится коммунистом, другой примыкает к бандеровцам, а третий пытается сохранить нейтралитет. Роль Ореста-бандеровца досталась 29-летнему Ступке, и сегодня эксперты считают эту работу одной из лучших в советском кино того периода.

Роль Ореста-бандеровца досталась 29-летнему Ступке, и сегодня эксперты считают эту работу одной из лучших в советском кино того периода.

После Птаха Ступку начали часто приглашать сниматься, но в основном на роли отрицательных персонажей. По словам актера, поначалу положительных ролей ему не давали из-за типажа. “Говорили, что для таких персонажей нужны голубые глаза, а у меня глаза колючие”, — объяснял Ступка и в шутку называл себя украинским Джеком Николсоном.

Сам актер ничуть не страдал от подобного амплуа. “У отрицательного персонажа в душе обязательно разыгрывался внутренний конфликт, а это играть всегда интереснее”, — уверял Ступка.

Одного из таких неоднозначных персонажей создал для Ступки Занусси: работая над картиной Сердце на ладони, он, по его словам, изначально прописывал своего главного героя — не особо культурного, но с сильным характером польского олигарха — под Ступку. “Мне хотелось, чтобы кроме всего прочего олигарх был смешным, и мне кажется, Ступка прекрасно сыграл это”, — вспоминает Занусси.

К такому же выводу пришло жюри III Римского кинофестиваля, решившее вручить Ступке награду за лучшую мужскую роль. При этом актер собрался покинуть фестиваль до раздачи призов, и поляк вспоминает, что ему стоило больших трудов уговорить своего украинского друга остаться.

“Он поначалу не поверил, все думал, что я его разыгрываю. Потом, конечно, очень обрадовался [награде], — говорит режиссер. — А многие итальянские критики и продюсеры подходили и спрашивали: “Как же так может быть, что мы не знали, что в Европе есть такой прекрасный актер?!”.

Во Франции Ступка стал известен благодаря сотрудничеству с французским режиссером с грузинскими корнями Отаром Иоселиани

Во Франции Ступка стал известен благодаря сотрудничеству с французским режиссером с грузинскими корнями Отаром Иоселиани, одним из мэтров современного европейского авторского кино. Ступка сыграл в его ленте Шантрапа, показанной на Каннском кинофестивале.

Но за границей он более всего известен в Польше. “Место после него останется надолго пустым, потому что это величайший талант и такого актера скоро не будет”, — говорит Корреспонденту польский режиссер Ежи Гоффман, автор культового фильма Огнем и мечом, роль гетмана Богдана Хмельницкого в котором он когда-то отдал своему близкому другу Ступке.

В последние годы актеру все чаще доставались масштабные, значимые роли — казацкие гетманы Иван Мазепа, Богдан Хмельницкий и Иван Брюховецкий, советский генсек Леонид Брежнев и философ Григорий Сковорода получили лицо и голос Ступки.

Одной из последних его ярких работ стала роль Тараса Бульбы в одноименном фильме российского режиссера Владимира Бортко. За нее Ступка получил престижную награду Российской Федерации Золотой орел.

О фильме были неоднозначные отзывы — украинская критика увидела в нем пророссийскую пропаганду. Однако работа Ступки удостоилась лишь похвалы, а некоторые говорили, что только ради него и стоит смотреть фильм.

Работа над Бульбой длилась год, причем съемки иногда проходили в тяжелых условиях, но 67-летнему актеру все было нипочем. “Ступка подбадривал своих молодых товарищей, показывал, что есть еще порох в пороховницах, — рассказывает Бортко. — И съемочная группа, глядя на его энергетику, жила”.

Роль министра

Ступка не только собрал множество фестивальных наград, но и получил Государственную премию СССР (1980), главное для советских актеров звание народного артиста СССР (1991) и высшее звание своей родины — Герой Украины (2011).

А в 1999 году он примерил новое амплуа — министра: тогдашний премьер Виктор Ющенко предложил Ступке возглавить Министерство культуры, и он согласился. Актер развил бурную деятельность. Среди его достижений можно назвать дебют украинских художников на Международной биеннале в Венеции и рекордное, 30%-е увеличение финансирования культурной сферы из бюджета.

Особенно актер-министр гордился своим приказом о бесплатном посещении раз в месяц всех культурных учреждений студентами, пенсионерами и солдатами. В некоторых театрах такой порядок действует до сих пор.

Особенно актер-министр гордился своим приказом о бесплатном посещении раз в месяц всех культурных учреждений студентами, пенсионерами и солдатами

Ступка также добился финансирования новых крупнобюджетных картин, в том числе Молитвы за гетмана Мазепу, который снял Ильенко и где Ступка сыграл главную роль.

Мазепа стал самым дорогим фильмом в истории украинского кинематографа, перетянув на себя почти годовой кинобюджет — $ 2,8 млн. Затем в прокате лента провалилась. При этом фестивальная публика приняла ее на ура: Мазепа был показан на Берлинском кинофестивале в 2002 году, а на кинофестивале в Польше даже получил Гран-при — Золотую рыбку.

Сам Ступка совмещал актерскую карьеру с чиновничьим креслом всего два года. В 2001 году он по собственному желанию ушел с поста министра, чтобы после смерти Данченко стать художественным руководителем театра Франко.

“Я сыграл еще одну роль, — со временем признавался актер Корреспонденту. — Понял, что такое власть, узнал много такого, чего никогда не узнал бы, не будь я министром”.

Одним из уроков, извлеченных из министерского опыта, стало желание держаться подальше от власти — любой. Хорошо знавшие его коллеги утверждают, что Ступка всегда соблюдал нейтралитет, практически не комментировал политическую жизнь и не входил в списки каких-либо партий.

Мазепа стал самым дорогим фильмом в истории украинского кинематографа, перетянув на себя почти годовой кинобюджет — $ 2,8 млн. Затем в прокате лента провалилась

Единственная тема, вызывавшая у него желание высказаться, — спекуляции вокруг возможного разделения Украины. “Не люблю разницы между западом и востоком — у всех течет красная кровь, — заявил тогда Ступка. — И если уколоть — будет больно. Может, это политикам выгодно крутить что-то на свой манер, но пусть она [страна] остается единой, чтобы многие-многие столетия была единой Украиной”.

Он стал воплощением не только гениального актера, но и “щирого українця” — благодаря идеальной фонетике украинского языка, созданным им в кино и на сцене образам героев и политиков-мудрецов. А когда ему предложили переехать работать в Москву, актер, говорящий по-русски с заметным акцентом, отказался.

При этом Ступка считал, что украинская культура недооценена в мире, да и сами украинцы мало что о себе знают. “Мне все говорят: Богдан, ты помешался на своих украинцах, — рассказывал актер в одном из своих интервью. — А я вот недавно выяснил, что семья [всемирно знаменитого психолога Зигмунда] Фрейда была родом из Украины, из городка Тысменица. Поехал туда. Вот, говорю, ведь Фрейд из ваших мест. А они без понятия. Сидят все и норковые шубы шьют”.

Госпожа Удача

Хотя последние годы Ступка играл гетманов и полковников, он без апломба относился и к массовому искусству. Он снимался как у серьезных режиссеров — Иоселиани, Занусси, Гоффмана, Ильенко, Киры Муратовой, Сергея Бондарчука, Владимира Бортко, — так и в сериалах.

При всех достижениях, как уверяют коллеги и знакомые, звездной болезнью Ступка не страдал. Даже в статусе европейской знаменитости он любил гулять по улицам Киева, самостоятельно или в сопровождении внука заходил за продуктами в магазины, шутил с продавцами.

И наибольшей ценностью в жизни считал не столько работу, сколько семью. “Мое главное достижение — жена Лариса”, — говорил артист.

Он снимался как у серьезных режиссеров — Иоселиани, Занусси, Гоффмана, Ильенко, Киры Муратовой, Сергея Бондарчука, Владимира Бортко, — так и в сериалах.

Лариса Ступка, выпускница хореографического училища, сначала солировала во Львовском театре оперы и балета, а затем — в Киевском. Она также снималась в кино.

По следам родителей пошел их сын Остап и один из внуков, Дмитрий. То есть фактически Ступка с супругой основали актерскую династию.

Гоффман вспоминает, что актер был общительным человеком, обожал праздники и встречи с друзьями. “Мы любили застольничать вместе. Но также он любил природу, мы могли долго сидеть где-то на природе вместе и молчать. И это молчание тоже многое значило”, — рассказывает польский режиссер.

Как и многие близкие, Гоффман знал о болезни актера, но не ожидал такой скорой развязки. Да и сам Ступка, который после того, как врачи диагностировали у него рак, шутил: “Не дождетесь!”.

Позитивное восприятие или просто улыбка, как вспоминают хорошо знавшие Ступку люди, были главным оружием в сложных ситуациях. “Юмор у Богдана Сильвестровича был всегда наготове, это помогало ему и на должности худрука театра имени Франко, — рассказывает Сумская. — Сам артист, он всегда понимал, как надо жить в большом актерском коллективе”.

Перед смертью Ступка готовился к новым ролям. Занусси говорит, что послал актеру свою новую пьесу, и тот согласился играть. Аналогичное обещание он дал и российскому актеру и режиссеру Сергею Жигунову по его новому фильму.

Ступка однажды признался, что постоянно находится в ожидании очередной яркой роли, добавив, что успех никогда не приходит к тем, кто его планирует. Подобно многим творческим личностям, он верил в удачу и считал, что в жизни ему везло.

“Кроме трудолюбия и таланта у актера должно быть везение. У меня оно было всегда”, — считал Ступка.

Вся жизнь — игра

За свою карьеру Богдан Ступка сыграл более 100 ролей в кино, столько же в театре и получил десятки профессиональных наград. Корреспондент представляет самые яркие достижения актера

1960 — дебют на сцене Львовского драматического академического театра им. Марии Заньковецкой в роли румынского офицера в спектакле Над голубым Дунаем; постановка режиссера Анатолия Горчинского

1970 — дебют в кино, роль Ореста Звонаря в ставшем культовым фильме украинского режиссера Юрия Ильенко Белая птица с черной отметиной

1976 — заслуженный артист Украинской ССР

1978 — зачислен в труппу Национального академического драматического театра им. Ивана Франко, в котором играл до конца жизни

1980 — народный артист Украинской ССР

1993 — Государственная премия Украины им. Т. Г. Шевченко за исполнение главной роли в спектакле Тевье-Тевель по пьесе Шолом-Алейхема в Киевском государственном академическом драматическом театре им. Ивана Франко

1999 — роль гетмана Богдана Хмельницкого в исторической драме польского режиссера Ежи Гофмана Огнем и мечом

1999-2001 — министр культуры и искусств Украины в правительстве Виктора Ющенко

2000 — орден Заслуг перед Республикой Польша, государственная награда Польши

2001-2012 — художественный руководитель Национального академического драматического театра им. Ивана Франко

2004 — премия Ника Национальной киноакадемии России в номинации Лучшая мужская роль — сыграл советского генерала в фильме Водитель для Веры режиссера Павла Чухрая

2006 — Орден Дружбы, государственная награда Российской Федерации, за укрепление украинско-российских культурных связей

2008 — премия Марк Аврелий III Римского международного кинофестиваля за лучшую мужскую роль (правдоподобное перевоплощение в олигарха в фильме Сердце на ладони польского режиссера Кшиштофа Занусси)

2009 — премия Золотой орел, национальная кинонаграда России в номинации Лучшая мужская роль (главная роль в фильме Тарас Бульба режиссера Владимира Бортко)

2011 — звание Герой Украины

Данные информационно-справочной службы Корреспондента

***

Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 27 июля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.