История «Красавицы и чудовища» и нескольких других сказок прослеживается до бронзового века, утверждают ученые

Антрополог Даремского университета Джейми Теграни убежден, что волшебные сказки сопровождали человечество едва ли не с самого момента его возникновения и уж совершенно точно — с позднего бронзового века. Если верить результатам исследования Королевского общества открытой науки, заслуги Шарля Перро и братьев Гримм ограничиваются лишь литературной обработкой, тогда как записанные ими сюжеты гораздо древнее.

Прийти к таким выводам позволило применение принципов филогенеза к развитию индоевропейских языков, поясняет Scienc News. Теграни и его коллега, Сара Граса да Силва из Нового университета в Лиссабоне, выделили 275 сюжетов из более чем 2000 различны сказок. Эти истории упоминают волшебных существ или предметы со сверхъестественными свойствами. Возраст 75 сказок удалось определить относительно точно.

Как оказалось, четыре сказки с высокой степенью вероятности были распространенными еще во время существования протоиндоевропейского языка. Так, можно предположить, что сказке «Кузнец и дьявол» о хитрой сделке не менее шести тысяч лет, «Красавице и чудовищу» и «Румпельштильцхену» от трех до четырех тысяч лет. А истории о Джеке и бобовом стебле — больше пяти тысяч лет.

Стоит признать, не все ученые поддержали теорию Теграни. Так, Джон Линдоу, фольклорист из калифорнийского университета Беркли, указывает, что в индоевропейском словаре довольно ограничен запас слов, относящихся к работе с металлом. И, возможно, самого понятия «кузнец» не существовало. «История Фауста — вечна», — не соглашается британская The Telegraph.

Впрочем, Теграни непоколебим в своей уверенности. Он предложил относиться к сказкам как к генетической информации, которая передается от поколения к поколению. «Мы не изобретаем заново культуру каждое поколение. Мы получаем многое в наследство», — говорит он.

Предыдущее исследование антрополога, опубликованное, как отмечалось в Popular Science, в 2013 году, касалось происхождения сказки о Красной шапочке. Он проследил распространение сказки в Европе, Африке и Азии, опубликовав своего рода генеалогическое древо. Одной из неожиданностей в этой работе стало выявление сродства сказки о Красной шапочке и истории о волке и семерых козлятах.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.