Искусство российско-азербайджанского диалога

Почти сорок лет назад у одного из самых известных азербайджанских художников Ашрафа Гейбатова состоялась первая выставка в МГИМО, сегодня стены атриума вуза украшают 35 работ, отражающих различные периоды творчества мастера.

Ашраф Гейбатов родился в Баку, но как мастер сформировался в Москве, и до сих пор связь с Россией и Азербайджаном остается исключительно прочной, хотя последние годы художник провел в Германии. Сегодня работы Ашрафа Гейбатова – члена Союза художников России и почётного члена Союза художников Азербайджана, члена Федерации художников ЮНЕСКО и обладателя международного диплома «Посол мира» — находятся в Совете Европы и в ООН, в музеях и частных коллекциях по всему миру. В начале своего творческого пути он оформлял Международный молодёжный центр моды в Москве, а затем, в составе группы Зураба Церетели, участвовал в художественном оформлении московской Олимпиады. Тогда же состоялось знаковое для Ашрафа Гейбатова знакомство со студентом МГИМО Ильхамом Алиевым, который помог земляку в организации его первой выставки. Она состоялась в декабре 1981 года в старом здании института на улице Метростроевской. Кстати, спустя много лет в память об этом событии Ашраф Гейбатов подарил Ильхаму Алиеву – уже азербайджанскому президенту – одну из самых любимых работ – картину «Салам, Азербайджан».

Ашраф Гейбатов не просто азербайджанский художник, он один из немногих, кто в своих картинах передает дух истинного Азербайджана. «Работы Ашрафа Гейбатова, неординарные по своей самобытности, колористике и манере исполнения, создают особый эмоциональный настрой, – передаёт свои впечатления от картин азербайджанского художника Наталия Красовская, руководитель Центра российско-азербайджанской дружбы. – Многие годы воображение мастера на генетическом уровне питалось национальной историей и традициями, а потому всё его творчество пропитано ароматами Азербайджана, олицетворяет любовь к родине и служит пропаганде азербайджанской культуры. Недаром на каждой из выставок художника вывешиваются флаги Азербайджана, а в выставочных залах звучит национальная музыка».

Между тем, он тонко чувствует современность. Среди больших панно, посвящённых самым страшным страницам азербайджанской истории – Ходжалинской трагедии и событиям Чёрного января – у художника есть и картина «Нью-Йорк, 11 сентября», которую, при содействии Георгия Геродеса, генерального консула России в Бонне, он передал в дар нью-йоркцам. Об этих и других подобных работах советник по гуманитарным вопросам посольства республики Азербайджан в РФ Вугар Имамалиев на открытии выставки «Воспоминания и размышления» в МГИМО сказал: «Панно с азербайджанским размахом души».

Кстати, сам художник сказал, что предложение почти 40 лет спустя снова провести выставку в стенах вуза считает большой честью. «Политика и культура – словно два крыла одной птицы, – сказал Гейбатов на открытии своей выставки. – Без культурного сегмента политика очень уязвима, и я рад тому, что эта двукрылая птица обитает в здании МГИМО, руководство которого обеспечивает высокий эстетический уровень в образовании своих студентов».

А еще художник признался, что во время создания своих картин он вдохновляется и музыкой азербайджанского композитора Эльдара Мансурова, и аудиозаписями лекций русского историка и обществоведа Андрея Фурсова.

«Соединяя в себе художественную пластику Европы и Азии, Ашраф Гейбатов стал носителем культуры евразийского пространства, – прокомментировал открытие выставки депутат Госдумы, руководитель Межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев. – Его творчество – как раз тот случай, когда, по меткому наблюдению философа Николая Бердяева, через свою национальную индивидуальность человек входит в человечество. Сегодня России и Азербайджану необходим постоянный диалог между нашими народами, и картины Гейбатова служат этой миссии взаимопонимания и взаимоуважения».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.