МХАТ-2 бузит

Свeршилoсь. Спeктaкль «Чудeсный грузин» с учaстиeм звeзды Instagram Oльги Бузoвoй, o кoтoрoм зaдoлгo дo прeмьeры судили-рядили, нaкoнeц-тo сoстoялся. Вoпрeки oжидaниям стeны МXAТ имeни Гoрькoгo нe oбрушились и рaзгнeвaнныe тeни вeликиx нe пoявились. Мoжeт, пoтoму, чтo нaxoxoтaлись в свoиx Эмпирeяx дo пoтeри спoсoбнoсти двигaться.

Пoслe «Чудeснoгo грузинa» пoчитaтeли мeдийнoгo тaлaнтa нoвoявлeннoй aктрисы дoлжны зaбрoсaть дизлaйкaми создателей постановки. Беспричинно унизить их кумира малограмотный смогли бы самые яростные хейтеры. Девушку, маловыгодный способную говорить, подпевать и двигаться, просто показали в первозданном качестве, кроме какой-либо предварительной обработки. Однако сцена — не экран, где можно преобразить мира форматом кадра, озвучиванием, монтажом. И (не то ради хайпа приглашен профан. Ant. профессионал, сделайте с ним фигли-нибудь, тем больше Ольга — человек не болит голова у дятла и, как говорит, с 16 парение мечтала о сцене. Вроде, ей помогли бы педагоги речи, вокала, сцендвижения, а без- анонсы худрука Эдуарда Боякова, записавшего Бузову в наследницы Энди Уорхолла. Получай деле девушку, прикрывшись постмодернизмом, бросили получи произвол судьбы, да что ты еще и перчинки добавили.

Напевает себя Бэлла Шанталь (приближенно зовут ее героиню), а жандармский капитан громогласно заявляет: «Полный неудача!» Смех в зале, я признать себя виновным не могу речь не о Белле, а о батумской полиции. Иной эпизод: приходит публики в гостиницу (Белла шелковица же, поет), а привратник говорит: возьмите выходка наверху, там пения отнюдь не слышно. Публика с начала хохочет. И так рядом каждом появлении персонажа. Ржание этот — как бы помягче? — физиологического толка: можно представить в кунсткамеру пришли налюбоваться на бородатую женщину. Если нет это главная самоцель приглашения Бузовой в место действия, то она достигнута. МХАТ имени Горького, разоблачив такую «актрису», может находить себя борцом с пошлостью.

Вслед за вычетом Бузовой трагикомедия оборона молодого Сталина неплоха, и, в случае если ее подсократить, способен еще лучше. В центре сюжета — перипетии начала прошлого века, порой бывший семинарист Сосо Джугашвили (служитель мельпомены Театра на Юго-Западе Гоша Иобадзе) приезжает в Батум, затем чтобы заняться революционной борьбой. Разбои, грабежи, убийства, любовные похождения и застолья на фоне живописной южной декорации перемежаются появлениями Ленина в неизменной кепке. Ильич зачитывает фрагменты своих трудов. Что-нибудь за труд, уточняет сопровождающая его Надя Крупская в круглых очечках. Полуслова в основном о революционном насилии и праве пролетариата выводит всех, кто достаточно на его пути. А начинается прочтение со знаменитого переписка к съезду, где Человек в рабочей кепке и простреленном пальто предложил освободить соратника ото руководства партией, мотивировав сие тем, что Сталин чрезвычайно груб. Взрастил монстра и ужаснулся.

Брутальность концепта смягчает обширная гармонично-танцевальная составляющая. Ото грузинского многоголосия и мужских танцев сильф захватывает. Мог находиться (в присуствии) здесь упомянут и кацапский романс (без него приставки не- появляется революционерка Беля, работающая под прикрытием певицы кафешантан), но не содеялось: разрушил вокал Бузовой стройную музыкальную драматургию. Как ни чего не сделаешь для зрительского внимания и кассового потенциала. Тем больше что приглашение в лицедейство не актера-профессионала, а социального феномена, — замашка не новый.

Митроха Быков сыграл Шуйского в «Борисе» Дмитрия Крымова. Аксюта Собчак играла Сваху в «Женитьбе» Театра Наций. В «Школе современной пьесы» в качестве актеров в неравные годы отметились Настюра Волочкова, Владимир Жириновский, а Сашуля Кибовский по настоящий день выходит в спектакле о Пушкине. Хоть МХТ имени Чехова, идеже худрук Сергей Женовач, казалось, поглощен высоким искусством, показал «Звезду вашего периода», сочиненную и сыгранную Ренатой Литвиновой в духе стандартного глянца. Чисто касается «Чудесного грузина», так он вызвал волну фантазий в соцсетях. Сталина, полагают пользователи, был в силах бы сыграть рэпер Моргенштерн, а Ленина — подергивание-токер Даня Милохин. Да вряд ли худрук Бояков в это пойдет. Актерского ансамбля изо них заведомо никак не получится, а «убивать» товарищ друга такие звезды далеко не должны. Их задача — агрессивное присутствие в полюшко общественного внимания. Поймали хайп — и канули в Лету.

Пишущий эти строки — доктор искусствоведения, лектор, редактор отдела культуры газеты «Известия»

Положение редакции может без- совпадать с мнением автора

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.